Николай Владимирович Савидов
Николай Владимирович Савидов (15 октября 1953, Карагандинская область, г. Балхаш пос. Коунрадг, Казахстан) – машинист экскаватора, электрик, мастер микроминиатюры («Левша из Балхаша»).
«Подкованные… яйца»
Оказывается, подковывают не только лошадей, но и куриные яйца. Исторически таким необычным занятием увлекались болгары и венгры. Свои работы кузнецы дарили невестам. Ныне в мире насчитывается всего несколько умельцев, способных подковать столь хрупкий предмет. В музеях мира хранится свыше 500 подкованных яиц. У Николая Савидова все началось с того, что в 1983 году, будучи машинистом экскаватора на Коунрадском руднике, из прессы он узнал об искусстве микроминиатюры. Сообщение Савидова «зацепило», показалось, будто бы некий голос свыше подсказал, что он сможет проникнуть в микромир. Николай купил в «Детском мире» примитивный микроскоп и взялся за работу. И сам удивился, когда понял, насколько это для него оказалось просто. Треснуло всего-то одно или два яйца. В 1984 году Николаю Савидову удалось закрепить на одном яйце 92 подковы разных размеров. Своим достижением умелец превзошел венгерского мастера, разместившего на яйце 25 подков. В 1993 году оно было зафиксировано в «Русской книге рекордов и достижений «Диво». В 2000 году имя мастера внесено в «Книгу рекордов планеты», когда микроминиатюрист установил на курином яйце 122 подковы. После чего было яйцо с 154 подковками и признание в книге рекордов российского «Клуба рекордсменов «Интерстронг» за 2000 год. Некоторые считают, что эти подковы просто приклеены к скорлупе. Ничего подобного: каждая из них прибита тремя стальными гвоздиками. Сам художник считает, что это дело под силу каждому. Когда Николая Владимировича спрашивают, что необходимо для такой работы, он скромно отвечает: «Руки, глаза и микроскоп».
Произведения мастера хранятся в Политехническом музее г. Москвы, Балхашском историко-краеведческом музее. Микроминиатюры мастер демонстрирует сам на своем Супер Шоу «Левша из Балхаша» - 8-ое чудо света.
Микроминиатюрист увлекается музыкой, имел студию звукозаписи.
Сегодня Николай Савидов – признанный и единственный в Казахстане мастер микроминиатюр. Его коллекция составляет около 300 работ. Умелец называет себя штучным мастером и научить своему умению не может даже своих сыновей. Младший сын Артем помогает отцу в создании сайта.
Микроминиатюры Савидова
На человеческом и конском волосе мастер вырезает целые послания, например пословицы, кроссворды. Волос сначала тщательно шлифуется, превращается в «дощечку». Тексты на волосе вырезаются крохотными резцами, на вырезанные буквы наносится краска. Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву Николай Савидов подарил срез конского волоса, с семнадцатью пословицами и поговорками.
Среди работ мастера четыре домика на кусочке семени шиповника, три яхты, прикрепленные на торце конского волоса, качели, встроенные в игольное ушко, художественная резьба на кусочке вишневой косточки диаметром 3 мм.
И блоху Савидов подковал. Да вдобавок водрузил на блошиную голову причудливую корону с шахматными фигурками.
В одном из игольных «ушков» мастер разместил 5, в другом 8 разноцветных самолетов, размером десятые доли миллиметра. Так же в игольных «ушках» разместились шахматы, и 9 предметов мебели.
Но главные его работы – это целые композиции, размещенные в половинках макового зернышка. Диаметр макового зернышка – меньше миллиметра. Николай Савидов разрезает его пополам и внутри размещает самые разные предметы. Есть домбра, мебельный гарнитур, шахматные фигурки, расставленные на ячейках макового зернышка, композиция из черных ромашек, стебли которых прикреплены к половинке маковки.
За 2009 — 2010 годы автором создано двадцать пять работ по пяти темам.
Высказывания Николая Савидова
«Я ожидаю больше года, только потом прихожу к мысли, что это окончательный вариант», – замечает Николай Владимирович.
«Такое лучше один раз в жизни увидеть, чем сто лет читать об этом».
«Демонстрация моих работ открывает новый, необычайной красоты божественный мир и доставляет зрителям эстетический шок, от которого они отходят очень долго».
«Зрители могут понимать мои работы очень просто, взять в руку маковое зернышко и представлять каких размеров мои произведения. Вообще-то в искусстве необходимо думать глядя на произведения, но у меня тот случай что ассоциации если смотришь в микроскоп они совсем другого уровня. А фото есть фото».
«Насколько я понимаю, что свой музей открывать и содержать очень накладно по времени. А вот если какой-либо музей приобретет мои произведения и у себя откроет постоянно действующую экспозицию демонстрирующую мои произведения, то это уже их дело. Мои произведения уникальны их нельзя ни повторить, ни скопировать, они существуют и будут существовать в одном экземпляре. А значит исходя из этого они стоят дорого».
Интернет-ресурсы:
На сайте микроминиатюрист публикует записи из своего дневника, что стал вести с начала занятия микроминиатюрой. В его книге забавно переплетаются описания техник исполнений произведений с рассказами о трудностях бытового плана, с которыми встречался молодой мастер.